Легкие стихи брюсова о любви

Анализ стихотворения «Сумерки» Брюсова

Впервые «Сумерки» Валерия Яковлевича Брюсова появились на страницах его книги «Напевы».


Стихотворение написано в 1906 году. Теоретик и практик символизма, поэт вдруг с пониманием откликнулся на первую русскую революцию. Между тем, литературная жизнь идет своим чередом, В. Брюсов издает свои книги и журнал «Весы», занимается переводами, следит за ростом мастерства учеников. В жанровом отношении – городская зарисовка, почти элегия, 4 строфы с перекрестной рифмовкой. Рубеж веков был ознаменован скачком научно-технического прогресса. Вот и на улицах этого стиха горит электричество, а телеграф связывает людей куда лучше почтовых голубей. Город преображается перед наступлением ночи. Источником волшебства становятся изобретения рук человеческих. Чувствуется, что лирический герой – завзятый горожанин. Здесь он как рыба в воде, городская цивилизация – его выбор и судьба. «Над толпой»: кажется, он не одинок в своем выборе. Вокруг него множество лиц, теней, рук, смеха. Третья строфа переполнена соблазнительными метафорами. Гетеры на улицах все те же, что и в античности. И городской вечер, так много повидавший, «целует их в глаза». В заключительном четверостишии раздаются звуки старомодного клавира. День со своими треволнениями уступает место праздникам и трагедиям ночи. Лирический герой примиряется с миром, отдыхает от суеты, окунается в тайну, исчезает из виду. Он почти заклинает наступающую тьму о милости к себе. При этом невольно пародируется одно из песнопений христианского богослужения, где «милость мира» обращена к Богу. Лексика стиха нейтральна и возвышенна, интонация вкрадчивая. Среди средств выразительности хватает эпитетов (незримых руках, циферблатов янтарных, далекие ропоты, прохладный покой), метафор (луны на стеблях, притих сквер, струны звенят). Сравнение (как звуки), инверсия (коснулся покой, горят луны). Апострофа (обращение к абстракции): о сумерки! Звукопись. Финальное четверостишие – самое экспрессивное (и умолчание, и пара восклицаний). Прозаизмы (плит тротуарных), олицетворения, индивидуально-авторский эпитет (пленительно-зыбкой). Поэт создает колоритный портрет эпохи, своих современников. Существовать этому миру оставалось недолго. Впереди были Первая мировая война и революция.

Произведение «Сумерки» В. Брюсова – признание в любви к городской цивилизации.

Анализ стихотворения «Женщине» Брюсова

В своем стихотворении «Женщине» Валерий Яковлевич Брюсов разворачивает перед читателями тему вечной женственности и борьбы противоположностей.

Стихотворение написано в августе 1899 года. Его автору исполнилось 26 лет, он женат, выпускник университета, журналист, теоретик символизма. Он активно публикуется, путешествует по Крыму, начинает заниматься издательской деятельностью, общается с К. Бальмонтом, напевностью творчества которого восхищается. Они с жаром спорят о революции сознания, синтезе искусств и рождении новой философии. Живет в ту пору молодая семейная пара Брюсовых в доме его отца. По жанру – философская лирика, гимн, по размеру – пятистопный ямб с опоясывающей рифмовкой, сонет, 4 строфы. В двух первых строфах употреблены только закрытые рифмы, в последних – лишь открытые. Есть и мужские, и женские. Рифма «звездный-железный» должна читаться через «е». Лирический герой – сам автор, но выступает он от имени всех мужчин.

Интонация торжественная, патетическая, с тремя восклицаниями. Ее усиливают повторы (анафора): ты – женщина. Лексика возвышенная, местами устаревшая: уста (губы), ярем (ярмо), свиток (бумага). Молодой поэт берется за разгадку женской натуры. Он готов указать самим женщинам на их место и предназначение в мире. Итак, она, прежде всего, закрытая книга. В ней «дум и слов избыток, безумен каждый миг»: идет речь о непредсказуемости, богатстве внутреннего мира. Но ее тайнам нужен толкователь, мужчина. «Ведьмовский напиток»: поэт интересовался оккультизмом, старался проникнуть в потусторонний мир. «Пьющий подавляет крик и славословит бешено»: так автор передает противоречивость и коварство женского сердца. Начало 3 строфы стало афоризмом. «Ты – образ божества!»: спасающая путеводная звезда. Дальше появляется местоимение «мы». Любой труд, вдохновение, победы – все посвящено только ей, женщине. «Молимся – на тебя!»: поэт доходит до слепого обожания, но чувствует себя не только верным рабом, а и жрецом. В. Брюсов выделяет в женщине колдовское, языческое начало. Произведение метафорично и полно сравнениями. «Пьющий пламя»: гипербола. Эпитеты: запечатленный, бешено, звездной, железный. В поэтическом синтаксисе присутствует и аллитерация, и ассонанс.


Произведение «Женщине» В. Брюсов включил в свой сборник «Третья стража». Эта книга сделала его известным, принесла одобрение коллег по перу.

Любовь в творчестве Брюсова

Лучшие стихи Брюсова о любви пронизаны ощущением безысходности, чувством дежавю – как будто это уже было и ничем хорошим не окончилось:

то был обман, И знали мы с тобой,что навсегда в тот вечер мы прощались.

Любовь для Брюсова – это сладкий плен, «чарует все, все выдыхает яд», «не говори, что любишь ты меня, я боюсь…». Любовь присутствует в мире лирического героя, но она губительна и мучительна для обоих.

Первый же сборник стихов «Шедевры» Брюсова расставил все точки над «и» – автор сам себя безоговорочно признает гением, любовь – это пытка, все обречены на смерть – такова судьба.

Приверженность к декадентскому течению проявлялась и в последующих сборниках поэта. Лирический герой существует в каких-то других материях, где нет места земным чувствам и эмоциям, ищет идеал:


Я действительности нашей не вижу…Я люблю идеал человека.

Опять же, возвеличивание себя не оставляет места для женщины, да и не нужна она, ведь «моя душа холодна».

Брюсов отметал настоящую жизнь, считал, что любовь и страсть – это все неправда, обман, чтобы отвлечь от главного в жизни — искусства и поиска идеала. В этом плане его стихотворение-завещание «Юному поэту» весьма показательно, поэт уже в 20 лет испытывал серьезный внутренний кризис и не стремился его разрешить, а, напротив, усугублял.

В своем творчестве Брюсов редко выдерживал какую-либо одну позицию, менял точку зрения, искал себя в разных течениях и направлениях, но в любовной лирике он сохранял поразительную верность.

Почти во всех стихах, где прослеживается любовная тематика, Брюсов подчеркивал, насколько это гнетущее и тяжелое чувство. Любовь, несомненно, нужно избегать, рвать по живому и не обольщаться: чувство отнимет все силы, не даст продвинуться вперед. Никакого обожествления женщины — все это пустое.

Конечно, Брюсов не одинок в своем восприятии любви, Серебряный век был сложным, переходным периодом. Однако немногие поэты именно так воспринимали любовь, воспевали в своих стихах ее губительность и мучительную обреченность.

Биография Брюсова: любимые женщины в жизни поэта


Литературоведы предостерегают читателя от отождествления лирического героя и автора строк. Валерий Брюсов писал стихи о любви не как факт своей биографии, а как жизнь в вымышленном мире. Иначе как относительно успешный человек, образованный, с разносторонними интересами и революционными идеями в творчестве, мог так и не понять всю светлость и радость любви?

Валерий Брюсов (1873-1924) родился в Москве, в достаточно зажиточной семье купца, которая владела домом на Цветном бульваре. Получил хорошее образование, уже с ранних лет интересовался литературой, пробовал силы в поэзии и прозе.

В жизни Брюсова было три женских имени, которые, несомненно, оказали влияние на его творчество:

Три женщины – белая, черная, алая -Стоят в моей жизни. Зачем….

Первая возлюбленная Елена Краскова скончалась от смертельной болезни еще в молодости, отсюда обреченность чувств в лирике Брюсова. Наталье «Тале» Дарузес – второй возлюбленной, Брюсов посвятил немало стихов, но чувство оказалось проходящим. Лишь союз с Иоанной Рут принес поэту успокоение и умиротворение.


С этим читают