Отношения между людьми

Главенство мужчины

Возможно, для кого-то мое мнение, выстраданное годами работы с людьми, покажется старомодным, но я считаю, что главенство мужчины в семье оспариваться не должно, оно должно всячески приветствоваться и поддерживаться. Мужчина должен быть главным в любых серьезных отношениях с женщиной и женщине от этого мужского доминирования будет только лучше! Но при условии, если речь идет о нормальном мужчине, который хочет и готов нести ответственность за свои решения, который не настолько эгоистичен, чтобы думать только о себе и для которого отношения с женщиной являются ценностью, а не просто возможностью удовлетворить какие-то свои потребности и желания.


Равноправие равноправием, но в отношениях между мужчиной и женщиной обязательно кто-то должен быть главнее, чтобы отвечать за направление этих отношений, не позволяя им развиваться стихийно. На мой взгляд, мужчина лучше подходит на эту роль, потому что он более практичен и его мозг заточен на постоянное решение проблем. Конечно, при все том же условии, что мужчина нормальный, умный, а не балбес какой-нибудь. А женщина уже подстраивается под такое главенство мужчины и выступает больше как советник, чьи мудрые наставления и внимательность к деталям позволяют мужчине лучше проанализировать свои решения в тех или иных ситуациях. Так что речь не о том, что женщина должна во всем подчиняться мужчине и не иметь права голоса, и вообще быть вещью для него. Нет, ни в коем случае. На угнетении кем-то кого-то ничего серьезного не построишь. Просто на роль главы семьи чаще всего лучше подходит именно мужчина! Бывают исключения, в том числе и вынужденные, но именно исключения. И не потому мужчина должен быть главным, что я так хочу или все мужчины хотят, чтобы так было, а потому, что природой тоже так задумано. В ней каждый мужчина с рождения является лидером, воином, охотником. Воспитание, конечно, может серьезно покаверкать эти природные задатки, но главное, что они есть и их можно и нужно взращивать в человеке, в данном случае в мужчине. И если женщина хочет иметь рядом с собой нормального мужика, с которым выгодно поддерживать близкие отношения, на которого можно положиться, она должна помогать ему быть тем, кем он является по своему предназначению, а не превращать его в размазню своей агрессией и властвованием. И без того большинство мужчин уродуют с детства и всегда уродовали, преимущественно на работе, когда вынуждают их безропотно подчиняться вышестоящему начальству, которое всегда и во всем бывает право. Иерархические законы ломают психику многих людей, которые вынуждены подавлять в себе лидерские качества, свободолюбие, чувство собственного достоинства, ради адаптации в обществе и коллективе. Родители тоже часто вредят своим детям, когда своим отношением к ним превращают их в совершенно неприспособленных к жизни людей. Часто неправильно воспитанные мужчины вообще не в состоянии построить отношений с женщиной, и для них это является большой проблемой, из-за которой они страдают. Таким, конечно, власть в семье не доверишь, и даже в не очень серьезных отношениях они не могут быть лидерами, потому что слишком морально слабы. Но дать шанс мужчине быть мужчиной, я считаю, надо. Психически сломанный мужик в доме подобен мебели, вроде польза есть, но никакой самостоятельности.

Так что, уж если так получилось, что мужчина не является “львом” в большом мире, так пусть он будет им хотя бы в своей собственной семье. Но без излишеств. Если он с этой ролью не справляется, то, конечно, смысла его боготворить нет. Но тогда и отношения приобретают весьма неприглядную форму, когда женщине приходится стать мужчиной в отношениях, взяв на себя лидерские обязанности. Поэтому, обращаясь к женщинам, я хочу сказать, что не надо загонять мужика под каблук, если у него есть лидерский потенциал. Не делайте из него то, от чего вас самих стошнит. Если мужчина будет подстраиваться под женщину, если будет бояться ее потерять, если будет пытаться во всем ей угодить, не обращая внимания на ее отношение к себе, тогда он перестанет быть мужчиной и скорее всего со временем потеряют свою женщину. Ну а что получит женщина от таких отношений, в которых главенствовать будет она, а не ее мужчина, можно понять по многочисленным примерам из жизни, когда отношения между людьми складываются не самым лучшим образом и мужчина в такой семье часто вызывает у женщины сильное раздражение. Мужик должен чувствовать себя лидером, а еще лучше быть им, чтобы, так сказать, нормально функционировать. В противном случае, толку от него мало. Так, мусор вынести, да кран на кухне заменить, сгодится.

Две стороны межличностных отношений

Если социальные отношения стабильны в рамках одного сообщества или совокупности ролей, то межличностные отношения подвижны и аморфны. Они долго формируются, могут быть устойчивыми, а могут быстро измениться. Знаете, как бывает в женском коллективе? Сегодня мы с тобой лучшие подруги, а завтра ты пришла в таком же платье, как я – и враги навек.

И главное, межличностные отношения очень индивидуальны. Нет двух пар людей, у которых были бы одинаковые отношения. Поэтому, как говорят психологи, нет единых для всех рецептов правильного выстраивания этих отношений. Но зависят они преимущественно от двух факторов: от характера взаимодействия и эмоциональных реакций.

Межличностные отношения как взаимодействие людей

Любые социальные связи – это прежде всего контакты, иначе они не могут возникнуть. Причем контакты не единовременные, а относительно постоянные. Особенно это касается межличностных отношений, которые являются результатом взаимодействия людей. Они рождаются и развиваются в процессе общения, именно тогда партнеры узнают личные качества друг друга, черты характера, интересы, предпочтения и т. д. И начинают испытывать друг к другу симпатию или антипатию. Любые достаточно продолжительные контакты обязательно приводят к возникновению того или иного отношения к партнеру.

Взаимодействие же поддерживает межличностные отношения. А если необходимость в совместной деятельности исчезает, так же как общие интересы и потребность друг в друге, то постепенно «умирают» и межличностные отношения. Невозможно любить человека, если вас с ним ничто не связывает. Поэтому если вы хотите сохранить позитивные отношения со своим партнером, поддерживайте взаимную заинтересованность и создайте основание для взаимодействия – общую цель деятельности.

То же можно сказать и о ненависти. Какую бы неприязнь ни испытывал один человек к другому, но если они нигде не пересекаются, то и чувства их быстро остынут, не говоря уже об отношениях. Невозможно долго ненавидеть человека, с которым у вас нет никаких контактов.

Эмоциональная сторона межличностных отношений

Как считает большинство ведущих социальных психологов, эмоциональная сторона является в межличностных отношениях основной. Более того, чаще всего этот тип отношений и возникает именно на основе чувств. Даже если процесс взаимодействия носит формальный, деловой характер, то через сравнительно непродолжительное время возникнет и эмоциональное отношение к партнеру.

Большую роль в эмоциональных отношениях играет эмпатия – эмоциональная реакция одного человека на переживания другого. На высшем уровне эмпатия предполагает не только понимание чувств партнера и сопереживание ему, но и стремление помочь, поддержать, взять часть груза на свои плечи.

От эмоциональной составляющей межличностных отношений зависит очень многое, в том числе и продуктивность совместной деятельности, и желание членов группы быть вместе. Совокупность эмоциональных отношений формирует психологический климат – особую атмосферу, которая является важнейшим условием существования человека в социуме.

Как доказали ученые, благоприятный психологический климат в профессиональной группе положительно влияет не только на качество совместной деятельности, но и на физическое здоровье людей. Представители такого коллектива редко болеют, им хорошо, комфортно друг с другом, и подсознание не стимулирует болезнь как причину, чтобы не ходить на работу.

В семье психологический климат складывается на основе взаимопонимания, доверия, эмоциональной привязанности и взаимной заботы. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье чувствуется даже посторонним человеком. В таком доме отдыхаешь душой и чувствуешь защищенность, даже если просто пришел в гости.

Качество психологического климата в коллективе можно определить с помощью тестов, но достаточно и того ощущения тепла и дружелюбия, которое можно почувствовать, попав в подобную группу. Сразу хочется стать частью этого дружного сообщества.

И напротив, взаимная неприязнь и отчуждение создают неблагоприятную психологическую атмосферу, которая гнетет, душит, вызывает чувство тревоги и желание держаться подальше от этой группы.

Две стороны межличностных отношений

Если социальные отношения стабильны в рамках одного сообщества или совокупности ролей, то межличностные отношения подвижны и аморфны. Они долго формируются, могут быть устойчивыми, а могут быстро измениться. Знаете, как бывает в женском коллективе? Сегодня мы с тобой лучшие подруги, а завтра ты пришла в таком же платье, как я – и враги навек.

И главное, межличностные отношения очень индивидуальны. Нет двух пар людей, у которых были бы одинаковые отношения. Поэтому, как говорят психологи, нет единых для всех рецептов правильного выстраивания этих отношений. Но зависят они преимущественно от двух факторов: от характера взаимодействия и эмоциональных реакций.

Межличностные отношения как взаимодействие людей

Любые социальные связи – это прежде всего контакты, иначе они не могут возникнуть. Причем контакты не единовременные, а относительно постоянные. Особенно это касается межличностных отношений, которые являются результатом взаимодействия людей. Они рождаются и развиваются в процессе общения, именно тогда партнеры узнают личные качества друг друга, черты характера, интересы, предпочтения и т. д. И начинают испытывать друг к другу симпатию или антипатию. Любые достаточно продолжительные контакты обязательно приводят к возникновению того или иного отношения к партнеру.

Взаимодействие же поддерживает межличностные отношения. А если необходимость в совместной деятельности исчезает, так же как общие интересы и потребность друг в друге, то постепенно «умирают» и межличностные отношения. Невозможно любить человека, если вас с ним ничто не связывает. Поэтому если вы хотите сохранить позитивные отношения со своим партнером, поддерживайте взаимную заинтересованность и создайте основание для взаимодействия – общую цель деятельности.

То же можно сказать и о ненависти. Какую бы неприязнь ни испытывал один человек к другому, но если они нигде не пересекаются, то и чувства их быстро остынут, не говоря уже об отношениях. Невозможно долго ненавидеть человека, с которым у вас нет никаких контактов.

Эмоциональная сторона межличностных отношений

Как считает большинство ведущих социальных психологов, эмоциональная сторона является в межличностных отношениях основной. Более того, чаще всего этот тип отношений и возникает именно на основе чувств. Даже если процесс взаимодействия носит формальный, деловой характер, то через сравнительно непродолжительное время возникнет и эмоциональное отношение к партнеру.


Большую роль в эмоциональных отношениях играет эмпатия – эмоциональная реакция одного человека на переживания другого. На высшем уровне эмпатия предполагает не только понимание чувств партнера и сопереживание ему, но и стремление помочь, поддержать, взять часть груза на свои плечи.

От эмоциональной составляющей межличностных отношений зависит очень многое, в том числе и продуктивность совместной деятельности, и желание членов группы быть вместе. Совокупность эмоциональных отношений формирует психологический климат – особую атмосферу, которая является важнейшим условием существования человека в социуме.

Как доказали ученые, благоприятный психологический климат в профессиональной группе положительно влияет не только на качество совместной деятельности, но и на физическое здоровье людей. Представители такого коллектива редко болеют, им хорошо, комфортно друг с другом, и подсознание не стимулирует болезнь как причину, чтобы не ходить на работу.

В семье психологический климат складывается на основе взаимопонимания, доверия, эмоциональной привязанности и взаимной заботы. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье чувствуется даже посторонним человеком. В таком доме отдыхаешь душой и чувствуешь защищенность, даже если просто пришел в гости.

Качество психологического климата в коллективе можно определить с помощью тестов, но достаточно и того ощущения тепла и дружелюбия, которое можно почувствовать, попав в подобную группу. Сразу хочется стать частью этого дружного сообщества.

И напротив, взаимная неприязнь и отчуждение создают неблагоприятную психологическую атмосферу, которая гнетет, душит, вызывает чувство тревоги и желание держаться подальше от этой группы.

Системы межличностных отношений

Помимо приведенных выше разновидностей взаимоотношений, существуют еще и систематическое разделение на рациональные и эмоциональные отношения, а также паритетные и субординационные. Рассмотрим их более подробно:

  • Рациональные отношения. Логически следует, что основой и целью данного вида взаимоотношений является намерение получить пользу. Рациональная система отношений подразумевает некую взаимную выгоду для всех участников связи.
  • Эмоциональные социальные связи – базируются на личных предпочтениях, основываются на почве чувственных контактов, которые не всегда могут быть положительными. Вместе с дружбой и любовью к эмоциональным отношениям относятся и вражда, и антипатия, и ненависть.
  • Паритетные контакты – общение пары или группы людей данной категории основано на равноправии. Основой этих межличностных отношения является полная свобода выбора.
  • Субординационные отношения, которые обладают четкой иерархией. Например, это может быть общение начальника с подчиненными.

Виды

Межличностные отношения возникают в той или иной среде, которая определяет их характер. Таким образом, выделяются:

  1. Производственные отношения, с которыми мы сталкиваемся в профессиональных сферах между сотрудниками (отношения по горизонтали) и между подчиненными и начальством (отношения по вертикали) одной организации.
  2. Экономические — складываются вокруг вопросов распределения благ. Человек выступает в роли либо продавца, либо покупателя.
  3. Бытовые — то, с чем мы встречаемся, выходя за пределы рабочего пространства. Чаще всего это повседневные вопросы, связанные с ведением хозяйства или решением обыденных проблем.
  4. Нравственные — более сложный тип отношений, так как здесь нет четких ответов на вопросы и, как правило, поведение людей регламентируется внутренними устоями, совестью и принципами.

Правовые — имеют под собой законодательную базу и ориентированы на охрану прав и свободы человека.

Религиозные — формируются на основании веры людей в существование иррационального. Эта вера определяет существование человека, признается смыслом его жизни.

Политические — концентрируются вокруг вопросов власти, связаны с иерархией.

Эстетические — направлены на совместное постижение прекрасного, развитие духовности и обогащение внутреннего мира.

Так как в основе межличностных отношений всегда лежат эмоции, то мы можем выделить:

  • позитивные межличностные отношения (любовь, близость, дружба);
  • негативные межличностные отношения (негативизм, неприязнь к другим, ненависть, агрессия);
  • нейтральные межличностные отношения (отчуждение, безразличие, конформизм (или стремление принять позицию большинства, эгоизм).

Более подробно о некоторых из этих типов будет рассказано ниже в связи с рассмотрением вопросов о формировании отношений, их стилях и формах.

Что такое свободные отношения? Читайте об этом здесь.

Классификация взаимоотношений между людьми

В психологии выделяют три основных типа отношений, в зависимости от:

  1. Направленности. Существует вертикальный формат отношений и горизонтальный. О вертикальных отношениях следует говорить тогда, когда люди, взаимодействующие между собой, находятся на разных уровнях в социальной иерархии (ученик и учитель, воспитатель и воспитанник, родитель и ребенок, начальство и подчиненные). Соответственно, горизонтальные отношения — те, в которые вовлечены люди, стоящие на одной ступени в социальной иерархии (коллеги, одногруппники, одноклассники).
  2. Целей. Начиная социальное взаимодействие, человек всегда задумывается о том, для чего ему это нужно. Если он стремится найти дружбу, товарищество, любовь, то такие взаимодействия называются личными. Если же это общение с целью заключить договор, совместно выполнить рабочее задание и так далее, то это деловые отношения.
  3. Эмоциональной окраски. В процессе общения и других взаимодействий человек начинает лучше понимать, как он относится к другому человеку. В зависимости от эмоций, которые испытывают люди при социальном контакте, различают положительные, отрицательные и нейтральные отношения.

Также огромное значение имеет степень близости между людьми. Различают следующие уровни:

Знакомство. На этом уровне люди практически не знают друг друга, и для того, чтобы сблизиться, им нужно общаться, находить общие интересы. При этом далеко не все знакомства переходят в следующую стадию.

Приятельство. Приятелями являются знакомые, с которыми удалось умеренно сблизиться. С такими людьми порою можно весело провести время, получить их совет и иногда помощь, но сокровенным с ними не делятся.

Товарищество. Промежуточная стадия между приятельством и дружбой. У товарищей есть совместные интересы, общие дела, они с удовольствием проводят время друг с другом, могут предлагать помощь, им можно доверить многое, хотя и не все. Значительная часть людей уже на этапе товарищества готова признать человека другом. Товарищество со временем может перерасти в дружбу.

Дружба. Крепкие, проверенные временем отношения, в которых царят гармония и доверие. Друзья чувствуют себя комфортно в обществе друг друга, любят проводить время вместе, готовы оказать поддержку, прийти на помощь. Обычно у друзей есть масса общих интересов и занятий, а многие ключевые мнения сходятся. Как правило, настоящих друзей у рядового человека сравнительно мало: едва ли наберется больше пяти человек. Также уровень дружбы делится на дополнительные подуровни. На первом подуровне люди просто дружат, на втором — считают себя лучшими друзьями. Степень взаимопонимания и доверия на этих подуровнях разнятся.


Любовь, брак. В идеальных любовных отношениях наблюдается наивысшая степень доверия, открытости, присутствует готовность создать семью. Искренне любящие люди готовы пойти практически на все ради объекта своей любви. Но на практике безусловное доверие в части пар наблюдается лишь в первые годы

Чтобы оно сохранялось десятилетиями, важно работать над собой, уметь находить компромиссы, принимать партнера.

Особняком стоит семья: человек не может выбрать, у каких родителей родиться, но между ребенком, матерью и отцом (а в особенности между матерью и ребенком) всегда формируется тесная связь, которая далеко не всегда бывает здоровой.

В первые годы жизни ребенок отчаянно нуждается в родителях, они для него — идеал, и наиболее он привязан к матери. Позднее, по мере взросления, он сепарируется и начинает собственную жизнь, а общение с родителями становится менее тесным.

Межличностное общение

Межличностное общение – это взаимодействие индивида с другими индивидами. Межличностное общение отмечается неизбежностью, а также закономерностью возникновения в различных реальных группах. Межличностные субъективные отношения выступают отражением общения между членами одной группы, которые служат предметом изучения для социальной психологии.

Основной целью исследования межличностного взаимодействия или взаимодействия внутри группы выступает углубленное изучение разнообразных социальных факторов, различных взаимодействий индивидов, входящих в эту группу.

Если не будет контакта между людьми, то человеческая общность не сможет осуществлять совместную полноценную деятельность, поскольку не будет между ними достигнуто должного взаимопонимания.

Например, чтобы учитель смог обучить учеников, то для начала ему необходимо вступить в общение.

Психология межличностного общения

Общение выступает одним из центральных в психологической науке и стоит наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения».

Межличностное общение в психологии — это процесс взаимодействия, направленный на взаимное установление, познание, развитие взаимоотношений, а также предполагающий взаимовлияние на состояния, поведение, взгляды, регуляцию совместной деятельности всех участников процесса. В социальной психологии за последние 25 лет исследование проблемы общения получило одно из центральных направлений изучения в психологической науке.

Под общением в психологии понимается реальность человеческих отношений, предполагающая разнообразные формы совместной деятельности индивидов.

Общение не выступает только предметом психологического исследования, и одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи есть идея единства деятельности и общения. Но характер этой связи по-разному понимается.

Иногда общение и деятельность рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других же случаях общение воспринимается как элемент различной деятельности, а деятельность рассматривается как условие общения.

Проблемы межличностного общения зачастую отмечаются в мотивационных, а также операциональных затруднениях, которые соотносятся с двумя сторонами общения — интерактивной и коммуникативной. Проблемы проявляются в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах.

Для них характерно отсутствие стремления понять собеседника, особенностей его личности, внутреннего состояния, интересов.

Проблемы межличностного общения могут отмечаться в следующем: извлечение выгоды от собеседника с применением лести, запугивания, обмана, пускания пыли в глаза, демонстрации заботы и доброты.

Культура межличностного общения

Развитие культуры общения включает развитие умений и способностей правильно воспринимать окружающих, в общем виде уметь определить характер человека, его внутреннее состояние и настроение в конкретной ситуации при взаимодействии.

И уже из этого подобрать адекватный стиль, а также тон общения.

Поскольку одни и те же слова, жесты, могут быть уместны в разговоре со спокойным и доброжелательным человеком и способны спровоцировать нежелательную реакцию у собеседника возбужденного.

Культура межличностного общения предполагает развитие культуры общения, которая опирается на развитие речи, психических свойств, специфические социальные установки, особенности мышления. Высока потребность в глубоком эмоциональном, а также содержательном общении.

Эта потребность удовлетворяется, когда личности присуща эмпатия, под которой понимается способность эмоционально отзываться на переживания других людей, а также понимать их переживания, чувства, мысли, проникать в их внутренний мир, сопереживать, а также сочувствовать им.


Культура межличностного общения опирается на открытость, нестандартность плана действий, гибкость

Очень важно владеть большим запасом слов, образностью и правильностью речи, точно воспринимать устные слова, а также точную передачу идей партнеров, уметь корректно ставить вопросы; точно формулировать ответы на вопросы

Формирование межличностных отношений

Классическая психология межличностных отношений изучает следующие характеристики их формирования:

  1. Динамика, то есть зарождение, укрепление или ослабление, достижение определенного уровня зрелости, ослабление и другие процессы, которые могут сменять друг друга в разной последовательности.
  2. Механизм регулирования межперсональных связей. Сюда можно причислить как морально-этические особенности самих индивидов, так и существующие нормативно-правовые акты, инструкции и прочее.
  3. Условия развития, то есть совокупность внешних факторов, при которых взаимодействие имеет определенную динамику и эмоциональную окраску.

Уровни межличностных отношений

По степени вовлеченности индивидов и разной глубине связей межличностные отношения в группе делят на следующие уровни:

  1. Перцептивный, на котором происходит восприятие партнеров и понимание ими личностных черт друг друга. То есть взаимодействие только зарождается и партнеры стараются определенным образом оценить друг друга.
  2. Уровень притяжения или отталкивания. После того, как завершилось восприятие между партнерами, они либо стараются глубже понять друг друга и найти новые точки соприкосновения, либо максимально дистанцироваться друг от друга. На этом уровне один человек может искать встречи, а другой наоборот, максимально избегать контакта.
  3. Интерактивный Эмоциональная связь в отношениях нуждается в подпитке, поэтому индивиды начинают либо активно сотрудничать, либо в определенной мере конфликтовать.

Формы и стили

Какими могут быть межличностные отношения? Межличностные отношения могут быть:

  • модальными и диктальными;
  • формальными и неформальными;
  • личными и деловыми;
  • эмоциональными и рациональными;
  • паритетными и субординационными.

Существует немало классификаций межличностных отношений, одна из которых делит их на две группы в зависимости от целей и мотивов, лежащих в основе коммуникативного акта. С одной стороны, в общение можно вступать ради самого процесса коммуникации.

Проще говоря, это ситуация, когда нам хочется поговорить с приятным собеседником, обсудить последние новости или просто рассказать о чем-то своем. Это так называемое модальное общение.

Если же мы ставим перед собой цель передать конкретную информацию, смотивировать человека на какой-то поступок, разрешить возникшие по ходу выполнения деятельности проблемы, нужно сказать про диктальное общение, мотивы которого лежат за пределами общения.

Также выделяют формальные и неформальные межличностные отношения. Первые складываются на основе официальных документов и регламентируются законодательством.

Если интересы одной стороны нарушаются другой, то возможны санкции, которые также предусмотрены нормативными документами.

В неформальных отношениях превалирует эмоциональный компонент. Здесь нет законодательной базы, стороны сами выбирают тип поведения и варьируют его в зависимости от реакции другого человека.

Следующая классификация сводится к личным и деловым отношениям. Когда мы взаимодействуем с человеком и в профессиональной сфере, и вне ее, то можем замечать, что он производит совершенно разное впечатление на работе и при разговоре после нее.

Дело в том, что личные отношения могут формировать у нас симпатию к собеседнику, мы импонируем его взглядам, словам, внешнему виду. Но как специалист он способен вызывать у нас разочарование, или мы можем не сработаться с ним как с коллегой.

Важно разграничивать выделенные стили общения и не пытаться судить о личности посредством совмещения личного и делового. Эмоциональные отношения несут за собой чувства и переживания, причем не только позитивные

Если мы ругаемся с друзьями, это тоже относится к этому типу отношений

Эмоциональные отношения несут за собой чувства и переживания, причем не только позитивные. Если мы ругаемся с друзьями, это тоже относится к этому типу отношений.

Выстраивание их — выбор человека, он сам решает, с кем его общение будет крайне эмоциональным, а кого он рассматривает лишь с точки зрения рациональной выгоды.

Соответственно, в противовес эмоциональным существуют рациональные отношения, которые сводятся к практической пользе.

Человек склонен стремиться к равным позициям с собеседником в общении — это считается залогом взаимопонимания и успешного исхода коммуникации. В таком случае мы говорим о паритетных отношениях.

Но иногда в контактах все же выстраивается иерархия: ни один рабочий коллектив не мог бы функционировать эффективно, если бы у них не было начальника с более широким охватом полномочий.

Здесь вступает в силу субординационное общение. Субординация в этой ситуации — одно из необходимых условий сохранения отношений и исключение риска перехода их в другие формы.


С этим читают