Николай заболоцкий

Анализ стихотворения «Последняя любовь» Заболоцкого

Последней любовью Николая Алексеевича Заболоцкого была литературовед Наталья Роскина. Она поддержала его в трудный период кризиса семейной жизни.


Стихотворение написано в 1957 году. Его автору исполнилось 54 года, позади трудная жизнь, где был и несправедливый арест, и ссылка, и многолетняя невозможность публиковаться. Присоединился к этому печальному перечню и неожиданный уход жены после долгой совместной жизни к его другу. Ища поддержки, не умея справиться с бытом, он вспоминает об одной почитательнице его таланта – Наталье Роскиной. Именно ей адресован цикл «Последняя любовь». Вместе жили они недолго, разошлись тоже как-то неловко. А потом вернулась одумавшаяся жена. По жанру – любовная лирика с мощным философским подтекстом, по размеру – анапест с перекрестной рифмовкой, без деления на строфы, как поток сознания. Стихотворение насквозь пронизано метафорами, они перетекают из строки в строку, производя гипнотическое впечатление на читателя. Лирический герой – шофер, подвозивший героев. Лексика возвышенная и нейтральная, повествование словно идет на двух планах: в реальности, и в мире, доступном только любящим. Начинается эта история вполне буднично: задрожала машина (инверсия), двое вышли. Водитель задремал, опустивши голову на руль. «Пожилой пассажир с подругой»: здесь поэт описывает себя и свою спутницу. Для чужого человека он всего лишь «пожилой пассажир». Дальше начинается история двух бесприютных душ человеческих. Целая россыпь, по сути, гипербол: друг к другу навеки, забывших до конца. Какое-то призрачное свечение исходит от двух фигур на фоне буйства «уходящего лета». Цветы становятся царственными, поэт их с удовольствием называет, дает пышные эпитеты, окружает вычурными сравнениями. Все приветствует «любовников», обнимает. Влюбленные молчат, ходят, разминая затекшие в поездке ноги, по кругу. «Шофер улыбался»: чужая нежность проникла в его сердце. «Давно их песенка спета»: зима, повседневность разрушат это хрупкое единение, готовность к самоотреченью. Но влюбленная пара все еще грезит наяву, ей неведом логический ход вещей. Сравнение: канны, как стаканы (это еще и пример внутренней рифмы). Инверсия: трепетали созвездья. Эпитеты: кровавым вином, туманные легкие. Парадокс: кратковременной радости море, трепетал тяжело. Метафора: обнимала сотнями рук, бесприютные дети ночей, осенние минуты.

В творчестве Н. Заболоцкого тема любви с особенным трагизмом зазвучит именно в зрелые годы.

Часть третья

1

Над широким берегом Дуная, Над великой Галицкой землёй Плачет, из Путивля долетая, Голос Ярославны молодой: — Обернусь я, бедная, кукушкой, По Дунаю-речке полечу И рукав с бобровою опушкой, Наклонясь, в Каяле омочу. Улетят, развеются туманы, Приоткроет очи Игорь-князь, И утру кровавые я раны, Над могучим телом наклонясь. Далеко в Путивле, на забрале, Лишь заря займётся поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру: — Что ты, Ветер, злобно повеваешь, Что клубишь туманы у реки, Стрелы половецкие вздымаешь, Мечешь их на русские полки? Чем тебе не любо на просторе Высоко под облаком летать, Корабли лелеять в синем море, За кормою волны колыхать? Ты же, стрелы вражеские сея, Только смертью веешь с высоты. Ах, зачем, зачем моё веселье В ковылях навек развеял ты? На заре в Путивле причитая, Как кукушка раннею весной, Ярославна кличет молодая, На стене рыдая городской: — Днепр мой славный! Каменные горы В землях половецких ты пробил, Святослава в дальние просторы До полков Кобяковых носил. Возлелей же князя, господине, Сохрани на дальней стороне, Чтоб забыла слёзы я отныне, Чтобы жив вернулся он ко мне! Далеко в Путивле, на забрале, Лишь заря займётся поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру: — Солнце трижды светлое! С тобою Каждому приветно и тепло. Что ж ты войско князя удалое Жаркими лучами обожгло? И зачем в пустыне ты безводной Под ударом грозных половчан Жаждою стянуло лук походный, Горем переполнило колчан?

2

И взыграло море. Сквозь туман Вихрь промчался к северу родному — Сам господь из половецких стран Князю путь указывает к дому. Уж погасли зори. Игорь спит. Дремлет Игорь, но не засыпает. Игорь к Дону мыслями летит До Донца дорогу измеряет. Вот уж полночь. Конь давно готов. Кто свистит в тумане за рекою? То Овлур. Его условный зов Слышит князь, укрытый темнотою: — Выходи, князь Игорь! — И едва Смолк Овлур, как от ночного гула Вздрогнула земля, Зашумела трава, Буйным ветром вежи всколыхнуло.

В горностая-белку обратясь, К тростникам помчался Игорь-князь,

И поплыл, как гоголь по волне, Полетел, как ветер, на коне.

Конь упал, и князь с коня долой, Серым волком скачет он домой.

Словно сокол, вьётся в облака, Увидав Донец издалека.

Без дорог летит и без путей, Бьёт к обеду уток-лебедей.

Там, где Игорь соколом летит, Там Овлур, как серый волк, бежит,

Все в росе от полуночных трав, Борзых коней в беге надорвав.

3

Уж не каркнет ворон в поле, Уж не крикнет галка там, Не трещат сороки боле, Только скачут по кустам. Дятлы, Игоря встречая, Стуком кажут путь к реке, И, рассвет весёлый возвещая, Соловьи ликуют вдалеке.

4

И, на волнах витязя лелея, Рек Донец: — Велик ты, Игорь-князь! Русским землям ты принёс веселье, Из неволи к дому возвратясь. — О, река! — ответил князь. — Немало И тебе величья! В час ночной Ты на волнах Игоря качала, Берег свой серебряный устлала Для него зелёною травой. И когда дремал он под листвою, Где царила сумрачная мгла, Страж ему был гоголь над водою, Чайка князя в небе стерегла.

5

А не всем рекам такая слава. Вот Стугна, худой имея нрав, Разлилась близ устья величаво, Все ручьи соседние пожрав, И закрыла Днепр от Ростислава, И погиб в пучине Ростислав. Плачет мать над тёмною рекою, Кличет сына-юношу во мгле, И цветы поникли, и с тоскою Приклонилось дерево к земле.


6

Не сороки вО поле стрекочут, Не вороны кличут у Донца — Кони половецкие топочут, Гзак с Кончаком ищут беглеца. И сказал Кончаку старый Гзак: — Если сокол улетает в терем, Соколёнок попадёт впросак — Золотой стрелой его подстрелим. — И тогда сказал ему Кончак: — Если сокол к терему стремится, Соколёнок попадёт впросак — Мы его опутаем девицей. — Коль его опутаем девицей, — Отвечал Кончаку старый Гзак, — Он с девицей в терем свой умчится, И начнёт нас бить любая птица В половецком поле, хан Кончак!

7

И изрёк Боян, чем кончить речь Песнотворцу князя Святослава: — Тяжко, братья, голове без плеч, Горько телу, коль оно безглаво. — Мрак стоит над Русскою землёй: Горько ей без Игоря одной.

8

Но восходит солнце в небеси — Игорь-князь явился на Руси.

Вьются песни с дальнего Дуная, Через море в Киев долетая.

По Боричеву восходит удалой К Пирогощей богородице святой.

И страны рады, И веселы грады.

Пели песню старым мы князьям, Молодых настало время славить нам:

Слава князю Игорю, Буй-тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу!

Слава всем, кто, не жалея сил, За христиан полки поганых бил!

Здрав будь, князь, и вся дружина здрава! Слава князям и дружине слава!

Анализ стихотворения «Портрет» Заболоцкого

Талантливый поэт Николай Заболоцкий предпочитал писать на тему любви. Почти все свои стихотворения он посвящал своей жене Екатерине. В произведении «Портрет» мужчина описал образ возлюбленной.

Это стихотворение было создано в качестве послания в будущее. Начинается оно с рассматривания портрета красивой женщиной, которая жила несколько веков назад. Выделяются ее глаза, «как два обмана, покрытые мглою неудач»

Внимание на одежде не акцентируется, поэтому невозможно точно понять во что одета героиня. Есть только небольшое упоминание, где говорится о том, что она закутана в атласную ткань

Для него пока существует образ глаз, а остальное теряется в туманной памяти.

В портрете этой девушки соединяются две эмоции: полувосторг и полуиспуг. Здесь поэт использовал такой приём, как оксюморон. Также существует сравнение: как два тумана и как два обмана. Эти выразительные средства необходимы для создания романтичной атмосферы. В ее взгляде читается полуулыбка и полуплач. Это становится загадкой и вызывает наибольший интерес. Поэт написал об этих чувствах, потому что именно их он прочёл во взгляде своей супруги Екатерины Клыковой, вернувшейся к нему после длительной разлуки.

Николай Заболоцкий не хочет думать о том периоде времени, когда он жил в течении нескольких лет один, без женщины, от которой был без ума. Все это время поэт надеялся, что возлюбленная вернётся и они снова будут вместе. Когда она вернулась, то он понял, что любимая страдала не меньше. Последние строчки посвящаются именно супруге писателя. В них присутствует признание в том, что со дна его души мерцают ее очаровательные глаза. Один единственный взгляд смог сказать автору намного больше, чем любые слова или фразы. Он хранил его в сердце до конца своих дней, сравнивая с чувствами, которые отражались в глазах другой представительницы прекрасного пола, которая была изображена на холсте много лет назад. Лирический герой представляется человеком, который увлёкся образом, созданным в голове. Он восхищается и боготворит свой идеал женщины. В целом стихотворение перекликается с мужскими и женскими рифмами, создавая гармоничность и музыкальность.

«Портрет» был написан в 1953 году. Образ, о котором говорится в стихотворении, относится к супруге поэта. Он ее очень любил, поэтому простил ей измену. Екатерина уходила от него, но потом вернулась. В ее взгляде Заболоцкий увидел, что она тоже страдала.

Анализ стихотворения «Гроза» Заболоцкого

Философская лирика в ее классическом преломлении, в духе творений XIX века, превалирует в творчестве Николая Алексеевича Заболоцкого в 1940-е годы.


Стихотворение написано в 1946 году. Его автору в эту пору около 43 лет, он освобожден из лагеря, но возможность вернуться в Москву ему подарило «Слово о полку Игореве». Переложение Н. Заболоцкого сочли удачным, вскоре было получено разрешение на проживание в столице. Он воссоединился с семьей. По жанру – пейзажная лирика с философским подтекстом, по размеру – анапест с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Лирический герой – сам автор. Гроза здесь – развернутая метафора поэтического творчества. Интересно, что Н. Заболоцкий обходится без восклицаний, вопросов и даже многоточий, он вдумывается в происходящее, а не просто наблюдает. В первой строфе гроза описывается как природное явление, затем начинается ее сопоставление с мастерской поэта. Звукопись: помимо аллитерации и ассонанса, целая какофония звуков. Например: шорох, дальний гром, игра громов. Здесь возможно чисто внешнее сходство с библейской цитатой о проговоривших голосами громах.

«Содрогаясь от мук»: имеются в виду муки рождения и бури, и слова. «Все труднее дышать»: перед непогодой в воздухе мало кислорода. Особенно чувствительны к этому фактору люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Видимо, поэт относился как раз к таким людям, тем более, и умер он от инфаркта. «Низко стелется птица»: перед дождем так поступают не только ласточки и стрижи, но и, к примеру, грачи. Стремительно темнеет и холодает. «Краткая ночь вдохновенья»: рождение поэзии – как разряд молнии, непредсказуемый для самого автора. «Увидавшие небо стада»: животные, не замечавшие неба в ясную погоду, вдруг видят его угрожающе приблизившимся, низким. «Из воды светлоокая дева»: интерпретаций множество – от «Рождения Венеры» Боттичелли до бьющей в воду молнии. В стихотворении чувствуется тютчевская нота – слияние природы и метафизики, кружение стихий, мыслей, идей. Как гроза разражается в природе, освежая и очищая ее, так и вдохновение врывается в будни, преображая их. Метафоры переполняют произведение: тень смешалась с травой, сумрак восторга, молния мысли, просторы круга земного, в облаке катится слово. Олицетворения: пробежала зарница, тень легла, вал шевелится, в восторге вода, травы падают в обморок (гнутся под шквалистым ветром), счастливые цветы. Инверсия: появляется дева. Эпитеты: человеческий шорох, вещий холод.

Для Н. Заболоцкого тайна творчества напрямую связана с тайной бытия. Слияние природного и творческого начала – предмет зрелой лирики поэта.

Анализ стихотворения «Признание» Заболоцкого

Стихотворение Николая Заболоцкого «Признание» знают многие, потому что на его слова композитор Михаил Звездинский написал романс «Очарована, околдована…», полюбившийся людям разных поколений.

Написано произведение было в 1957 году. Это зрелый взгляд зрелого мужчины на такое чувство, как любовь. Ведь поэту исполнилось в это время уже 54 года. Стихотворение относится к циклу, который так и называется — «Последняя любовь.»

В жизни Заболоцкого наступил драматический период: он расстался со своей женой Екатериной Клыковой, с которой прожил много лет. Вместе они прошли страшные испытания. В 1938 году поэт был по несправедливому доносу осуждён за антисоветскую деятельность и отбывал наказание в ГУЛАГе. Только через восемь лет он вернулся к нормальной жизни, но с уже подорванным здоровьем. Друзья считали, что выжить поэту помогла только любовь к жене и детям. Однако отношения супругов со временем испортились, и они расстались. В жизни Заболоцкого появилась другая женщина, 28-летняя Наталья Роскина. Девушка была поклонницей его таланта.

Кому из двух женщин посвящено стихотворение, неизвестно. Скорее всего это собирательный образ. Автор называет героиню «красавицей», но внешность её очерчена только несколькими штрихами: «тяжёлые очи», «чёрные восточные брови», «полуголые руки». Поэта больше интересует душевное состояние и внутренний мир любимой. Для него эта женщина неземного происхождения, «с тёмного неба сошедшая», «сумасшедшая звезда». Она тонкое, возвышенное существо. «С ветром повенчана», — говорит о ней автор.

Душевное состояние возлюбленной не очень понятно поэту. Она «не печальная, не весёлая», то ли плачет, то ли нет. Автор называет её «горькой», видимо, намекая на измену жены, которая была для него, по воспоминаниям друзей, как гром с ясного неба. И в тоже время он так дорожит этой женщиной, что называет «драгоценной». Он благодарен возлюбленной за минуты счастья, которые они прожили вместе. Что будет дальше, неизвестно, и поэт смиряется перед судьбой. Он говорит: «Что прибавится — не убавится, что не сбудется — позабудется».

Произведение написано трёхстопным анапестом. Оно состоит из 5-ти катренов с перекрёстной рифмой. Употребляются различные тропы: метафоры — «ты песнь обручальная», «с ветром обвенчана», эпитеты: — «горькая», «милая», сравнение — «словно в оковы закована».

Это стихотворение считается одним из самых лучших у Заболоцкого. «Признание» — настоящий шедевр русской любовной лирики.

«Намерение сделаться писателем окрепло во мне»

Николай Заболоцкий до переезда семьи в Сернур. Иллюстрация из книги Никиты Заболоцкого «Первоначальный строй его души: к биографии Н.А. Заболоцкого». Альманах библиофила, выпуск 22, Москва, 1987

Родители Николая Заболоцкого — Алексей и Лидия Заболотские (в центре в верхнем ряду) в кругу родственников и знакомых на крыльце своего дома. Иллюстрация из книги Никиты Заболоцкого «Первоначальный строй его души: к биографии Н.А. Заболоцкого». Альманах библиофила, выпуск 22, Москва, 1987

Николай Заболоцкий в детстве. 17 августа 1913. Уржум, Кировская область. Фотография: persons-info.com

Николай Заболоцкий родился в 1903 году на ферме недалеко от Казани. Его отец, Алексей Заболоцкий, работал агрономом, управлял частным хозяйством и внедрял новые методы земледелия, чтобы увеличить урожаи. В 1905 году он открыл курсы для пчеловодов, где сам же преподавал. Мать будущего поэта, Лидия Дьяконова, преподавала в сельской школе. После замужества она оставила работу и воспитывала шестерых детей. Николай Заболоцкий был старшим из них.

В доме было много книг. Заболоцкий вспоминал: «С 1900 г. отец выписывал «Ниву», и понемногу из приложений к этому журналу у него составилось порядочное собрание русской классики, которое он старательно переплетал и приумножал случайными покупками. Этот отцовский шкаф с раннего детства стал моим любимым наставником и воспитателем». Дети много времени проводили на свежем воздухе. Отец часто брал Николая Заболоцкого в поле, показывал, как правильно сажать растения и ухаживать за ними.

В 1910 году отец нашел новую работу, и семья переехала в село Сернур Уржумского уезда (сейчас это территория Республики Марий Эл). Поэт писал: «Мои первые неизгладимые впечатления природы связаны с этими местами. Вдоволь наслушался я там соловьев, вдоволь насмотрелся закатов и всей целомудренной прелести растительного мира». В семь лет Николай Заболоцкий сочинил первое стихотворение, а вскоре решил стать писателем. Он много читал, а потом пересказывал сюжет книги друзьям в селе. В 1912 году, когда в России праздновали 100-летие победы в Отечественной войне, будущий поэт рассказывал о жизни Наполеона, полководцев Михаила Кутузова и Михаила Барклая-де-Толли. Поэт вспоминал: «Мы, дети, очень увлекались рассказами об этой войне. Летом мы целыми днями играли в войну: наделали себе из бумаги треуголок, из палок — сабель, пик, ружей, и храбро сражались с крапивой, которая изображала собой французов».

В 1913 году Николай Заболоцкий поступил в Уржумское реальное училище. Его любимыми предметами стали история, рисование и химия: с разрешения отца будущий поэт по выходным проводил опыты в сарае. Не бросал Заболоцкий и литературу: много читал и писал сам. Особенно увлекали его стихотворения Александра Блока и Константина Бальмонта. На старших курсах он сочинил поэму «Уржумиада» о жизни в селе Сернур. В 1917 году, когда началась революция, в уезд приехали агитировать за советскую власть представители столичной интеллигенции: музыканты, учителя, актеры. Заболоцкий вспоминал: «Некоторые из них поощряли мои литературные опыты, советовали больше работать, ехать в центр. Намерение сделаться писателем окрепло во мне».

Анализ стихотворения «Детство» Заболоцкого

Для Николая Алексеевича Заболоцкого каждое стихотворение — повод задуматься над тайнами мироздания. В поздние годы став приверженцем классицизма, он привнес в поэзию середины XX века конкретность образа и тяготение к вечным, вне текущего момента, темам.

Стихотворение написано в 1957 году, за год до смерти поэта. Позади были арест по политической статье, ссылка, возвращение к семье, первый инфаркт. Из страха перед новым преследованием, Н. Заболоцкий долгие годы занимался переводами, а не собственным творчеством. По жанру — философская лирика, по размеру — шестистопный ямб с перекрестной рифмой, без деления на строфы. Рифмы открытые и закрытые. Лирический герой — рассказчик, наблюдающий за ребенком, пытающимся охватить и познать этот мир.


Поэт доходит до крайней степени реализма и в портретном описании, и в передаче увиденного девочкой. Однако именно этот прием в итоге рождает ощущение настоящей поэзии. Ребенок явно совсем маленький, его вынесли погреться на солнышке. Возможно, это городская девочка, а может — местная жительница. «На что она глядит?» Не каждый взрослый сохранил способность отрываться от суеты и чувства собственного достоинства, глядеть на мир, как в первый раз.

Дом, сад, огород, лес неподалеку… мелкие бытовые детали, которые вспомнит, пожалуй, любой: хозяин вяжет (веревку или проволоку), режет (ветви или плоды), поет (какой-нибудь шлягер конца 1950-х, например, «Я встретил девушку»). Картина земных реалий проста, но тем роднее каждому, кто в простоте на нее смотрит, глазами ребенка. «А девочка глядит». Два тощих петуха, шершавый шмель: в сущности, еще немного, и многое из того, что видит девочка, уйдет в небытие, исчезнет. И все же и в этой мимолетности ребенок чувствует какую-то тайну, смысл.

Радость бытия, ощущения причастности не только к бренному, но и вечному миру. Понимание не умом, а сердцем. Такой момент из детства необходим каждому человеку. Став взрослой, женой и матерью, она будет вспоминать «вплоть до седых волос» миг узнавания и согласия пройти свой путь на земле. Эпитеты: доверчиво-ясны, округлы, дивный мир, сердечной смуты. Метафора: в чистом взоре отображен весь мир. Сравнения: как чудо из чудес, как спутники живые. «Младенческих зениц»: кажется, здесь есть перекличка со строкой «отверзлись вещие зеницы» из стихотворения «Пророк» А. Пушкина.

Стихотворение «Детство» Н. Заболоцкого можно считать программным в поздней лирике поэта. Поэт призывает хранить в сердце мир, однажды увиденный глазами ребенка.

Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе» Заболоцкого

Николай Заболоцкий считается одним из ярких представителей русской советской поэзии. Он отличался ото всех своим нестандартным видением процессов, происходящих на тот момент в обществе и в целом в мире. Николай не понимал само устройство мира, не понимал той суеты и спешки, тех придуманных противоречий между людьми. Поэтому произведения Заболоцкого зачастую имели оттенок трагизма и пессимизма.

Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе» было написано поэтом в 1947 году после того, как он вернулся со сталинских лагерей. Шесть лет, проведенные в ссылке, наложили сильный отпечаток на его творчестве: Заболоцкий начинает искать философскую основу для своих произведений.

В стихотворении поднимается тема поиска гармонии в природе. Она предстает для него как хаос и тюрьма, в которой невозможно достичь идеальную гармонию. Он пишет, что бессмысленно искать разумную соразмерность в ней. Мир для поэта кажется дремучим, однако автор отмечает, что можно восхищаться некоторыми его пейзажами, но за этой внешней красотой всегда кроется её обратная сторона — жестокость и боль, из-за которого сердце не может услышать «правильные созвучия». Только в моменты сна и тишины, «в тихий час осеннего заката» лирический герой видит в ней умиротворение, когда большой мир противоречий наконец-то мирится с самим собой. Это состояние окружающего мира поэт сравнивает напрямую с матерью и ребенком, чьи взаимоотношения кристально чистые и неподдельные, потому что в их основе лежит искренняя любовь. Это прекрасное чувство побуждает мать жертвовать собой, а ребенка принимать эту жертву, чтобы растянуть моменты счастья — «солнце увидать», то есть превзойти все земные страсти и предрассудки ради единства души. А это возможно лишь при бескорыстных взаимоотношениях, которые так характерны для матери и ребенка.

Жанр стихотворения – философская лирика. Для выражения своих рассуждений и мысли автор использует такие художественные средства, как эпитеты («ясном небосводе», «мир дремучий», «тревожном полусне», «потемневшая вода»), метафоры («в ожесточенном пении ветров», «сияньем немощным объята»), сравнение (природа сравнивается с матерью, «мир противоречий как бы прообраз боли человечьей»).

При создании своего произведения Николай Заболоцкий применил пятистопный ямб с пиррихием, что позволяет заметить пессимистический настрой автора.

Таким образом, это стихотворение является отображением мировоззрения поэта в тот тяжелый период его судьбы.

Анализ стихотворения «Поэт» Заболоцкого

Произведение «Поэт» Николая Алексеевича Заболоцкого впервые увидело свет на страницах журнала «Юность».

Стихотворение написано в 1953 году. Автору его исполнилось 50 лет, он успел издать третью книгу стихов, вновь оказаться в творческой изоляции и переключиться на переводы. В жанровом отношении – элегия, рифмовка перекрестная, деления на строфы нет. Открывается стихотворение вневременной картиной, очень русской по духу: бор (из хвойных деревьев), старая усадьба, бескрайнее овсяное поле. Как будто пейзаж с картины отечественного художника XVIII-XIX века, где неожиданно сказка переплетается с былью: «плывущее куда-то раненого лебедя крыло». На балконе одинокая фигурка «юноши с седою головой», поэта. Опознать его не так просто, возможно, это собирательный образ. Или, скажем, Н. Гумилев, раз уж юноша «щурит глаза свои косые». Известно, что глаза Н. Гумилева отличались как раз такой особенностью. Ранняя седина – символ трагического мироощущения, самопожертвования, созерцания. Кто знает, может, имеется в виду А. Блок, творчество которого Н. Заболоцкий особенно ценил. В сущности, такой пейзаж окружал большинство поэтов, рожденных в дореволюционную эпоху. «Грозами России»: кровно связанный с историей и судьбой этой земли. Лексика нейтральная, местами возвышенная, ближе к финалу чуть смешивается с просторечной (как бешеные, прут). Никаких патетических восклицаний, лишь одно потрясенное многоточие. Заключительные строки – почти афоризм. Автор будто входит в иную эпоху, чувствует вечную преемственность художников слова и неотразимую силу простого русского пейзажа. Вне идеологий, современных тенденций, попыток оболгать или забыть прошлое. Интонация щемящая, медлительная, ностальгическая, таинственная. Аристократизм в лучшем смысле этого слова. Метафора: собеседник сердца. Топоним: Подмосковье. Индивидуально-авторские эпитеты: туманно-лиловато. Прочие эпитеты: нежном небе, невиданной красы, серебристым комом. Россыпь сравнений: как ночь, как бешеные, как портрет. «Старинном медальоне»: давно утраченная традиция носить на себе портрет и прядь волос любимого человека. Выразительные уменьшительные суффиксы: солнышком, стареньком. «Овсы»: в зависимости от времени года, зеленые или золотые. Флористическая эмблема, привычная всякому глазу: ромашка полевая. Инверсия (нарушение порядка слов): щурит он. Многосоюзие, перечисления, повторы.

В стихотворении «Поэт» Н. Заболоцкий рисует образ поэта одновременно романтическим и земным, в ореоле гармонической природы.

Арест, ссылка и первые месяцы после возвращения

Первая страница письма сыну Николая Заболоцкого Никите. 1940. Изображение: bessmertnybarak.ru

Из обвинительного заключения по обвинению Николая Заболоцкого. 1938. Изображение: bessmertnybarak.ru

Письмо дочери Николая Заболоцкого Наташе. 1940. Изображение: bessmertnybarak.ru

В 1938 году Заболоцкого арестовали и обвинили в создании контрреволюционной писательской организации. В книге «История моего заключения» писатель вспоминал: «Начался допрос, который продолжался около четырех суток без перерыва… Первые дни меня не били, стараясь разложить меня морально и измотать физически. Мне не давали пищи. Не разрешали спать… За стеной, в соседнем кабинете, по временам слышались чьи-то неистовые вопли. Ноги мои стали отекать, и на третьи сутки мне пришлось разорвать ботинки, так как я не мог более переносить боли в стопах». Поэт не признал вину даже после пыток, но его все равно осудили и приговорили к пяти годам лагерей. Сначала он отбывал наказание в «Востоклаге» в Хабаровском крае, затем Заболоцкого перевели в исправительно-трудовой лагерь в Алтайском крае.

В марте 1944 года Заболоцкий вышел на свободу, однако еще почти два года он не мог добиться разрешения вернуться в Москву. Все это время он жил в Караганде. Там писатель перевел с древнерусского языка «Слово о полку Игореве».

В 1946 году Заболоцкий наконец переехал в столицу. На первое время его приютил литературовед Николай Степанов, который позже вспоминал: «Н.А. пришлось спать на обеденном столе, так как на полу было холодно. Да и сами мы спали на каких-то ящиках. Н.А. педантично складывал на ночь свою одежду, а рано утром был уже такой же чистый, вымытый и розовый, как всегда». Следующие несколько месяцев Заболоцкий жил на даче у философа Эвальда Ильенкова, потом у писателя Вениамина Каверина. В 1946 году Заболоцкий написал стихотворение «В этой роще березовой», в следующем — «Творцы дорог», «Город в степи» и «Я не ищу гармонии в природе».


С этим читают